Мастер-класс для педагогов на районном семинаре
26 марта 2014
"Тема "Опыты и эксперементы в ДОУ"
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов (Николая Николаевича Подьякова, Галины Михайловны Ляминой, Александры Платоновны Усовой,Елизаветы Александровны Панько и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т.д.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.
Мы поговорим о воде. Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории. Эксперимент вы можете проводить как для детей, так и вместе с детьми.
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Д: Слушать воспитателя
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Ну, что приступим. (На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой).
Каждый человек нуждается в воде. И не просто в воде, а в чистой воде. Потому что чистая вода основа здоровой жизни. Человек всегда заботится о чистоте воды для питья. Ещё в древней Индии, 4 тысячи лет назад, воду держали в медных сосудах, пропускали через древесный уголь. Как же можно очистить воду? Самый простой способ - отстой. Воду наливают в какую-либо ёмкость. Она какое то время там находится. Часть вредных веществ оседает на дно. Но этот способ не гарантирует полной очистки. Очистить воду и избавиться от вредных примесей можно с помощью специальных фильтров. Например, всем известный песок является фильтром. Вода, проходя через него, оставляет в нём вредные вещества. Песчаные фильтры используют на больших станциях очистки. А дома для очистки воды используют фильтры из активированного угля. Активированный уголь используют не только для очистки воды, но и при отравлениях люди пьют специальные таблетки из активированного угля. (Воспитатель показывает таблетки). Находясь в организме человека, они забирают вредные вещества в себя.
Сейчас мы проведем эксперимент.
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: Сейчас мы тоже попробуем очистить воду с помощью фильтра. Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё бумажную салфетку, слой ваты, несколько таблеток активированного угля, слой бинта и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
В:Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Но помните, самая чистая – это кипячёная вода.
Этот опыт провела я. А теперь мы будем проводить опыты вместе. Мне понадобится 4 помощника.
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
1 опыт «Вода прозрачная».
Перед Вами стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положите ложечки. В каком из стаканов ложечка видна, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
2 опыт «У воды нет вкуса».
Попробуйте через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Давайте сравним воду с соком. Попробуйте через соломинку сок. Есть ли у него вкус? А у воды есть вкус? Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: у воды нет вкуса.
3 опыт «У воды нет запаха».
Понюхайте воду, сок. Скажите, чем пахнет вода? (или совсем не пахнет). Есть ли запах у воды, у сока? Дети очень часто думают, что вода очень приятно пахнет, но на самом деле вода не имеет запаха. Вода их водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для здоровья.
Вывод: у воды нет запаха.
4 опыт
«Вода – растворитель»
Опустить кусочек сахара в воду. Что происходит с сахаром? Тает, растворяется.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий.
Вывод: вода – растворитель.
Итог экспериментов – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность
- нет запаха
- без вкуса
- растворитель.
Вашему вниманию хочу представить эксперимент с водой для детей старшего дошкольного возраста.
«Послушная водичка»
Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов), развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка.
Воспитатель читает рассказ Л.Я. Толстого «Умная галка». Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.
Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)
Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)
Давайте подведем итоги исследования: объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись
– Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.